Обзор VLADiK BRUTAL. Внезапный герой российского геймдева, которого мы не заслуживали

0 0

Оглавление Развернуть Идентификация Владика Превосходство Владика Ультиматум Владика

Каюсь: я вообще не верил во Владика. Ни после трейлеров, ни после интервью. И даже после запуска самой игры какое-то время не мог поверить своим глазам. Ну сколько мы, в конце концов, видели амбициозных проектов от разработчиков-одиночек, которые либо не выходили вовсе, либо оказывались на релизе неиграбельной кашей из недопиленных дизайнерских наработок. Простой парень из села четыре года делает шутер на Unreal Engine с мясом, матюками и березками? Извините, это слишком похоже на шитпост. Да и репутация самого автора, имевшего за плечами такие хиты, как DARS SASI, ABASRLSA и VALAKAS STORY всячески говорила против него. По всем приметам VLADiK BRUTAL должна была оказаться мусором из той же когорты. Трешаком, над которым можно один раз посмеяться, но никак не воспринимать всерьез. А оказалась Настоящей Авторской Игрой. Сделанной не без иронии, но искренне и всерьез. Предсказуемо кривоватой. Но куда более компетентной, чем можно было бы ожидать. И это потрясение, от которого я до сих пор не могу отойти.

VLADiK BRUTAL — убийца Atomic Heart? Выясняем все детали у её автора Подробнее

Идентификация Владика

С чем только не сравнивали VLADiK BRUTAL до релиза. Half-Life 2 и Duke Nukem 3D. DOOM 3 и S.T.A.L.K.E.R.. You are Empty и Metro 2033. Даже старушка Soldier of Fortune с революционной для своего времени моделью расчленения всплывала в обсуждениях. И сколько бы автор ни отвергал какие-то ассоциации, все их можно понять. Хотя бы в силу природной эклектики самой игры. 

Она ведь во многом была собрана из готовых ассетов, хотя и без прямых заимствований материалов других игр. При просмотре трейлеров естественным образом возникало впечатление этакого цифрового чудовища Франкенштейна: шотган похож на аналогичную пушку оттуда-то, монстры отсюда, стиль окружения откуда-то еще… Но для понимания истинной сути VLADiK BRUTAL куда более подходящим ключиком может выступить еще одна игра. Гораздо менее известная.

Эх, детство золотое...

Эх, детство золотое…

Пару лет назад маленькая британская инди-студия выпустила игру со сложным названием и еще более сложной историей появления на свет — Slayers X: Terminal Aftermath: Vengance of the Slayer. Прямо слетает с языка. На вид это был очередной ретро-шутер, но с интересным гиммиком. Буквально по лору эта игра якобы была разработана персонажем другой игры от той же студии — эксцентричным бумером-недоростком из 90-х. Человеком с крайне ограниченным набором навыков геймдизайнера и специфическим чувством прекрасного. 

Что ему самому казалось крутым, то он и вставлял в игру. Кровищу. Взрывы. Расчлененку. Металл. Себя любимого, конечно же. Все это в огромных количествах, не стесняемых ни чувством меры, ни здравым смыслом. В своем представлении он искренне пытался сделать крутой шутер. Он таким и получился! Кривоватым, преисполненным дурновкусия, но в конце концов работающим, уникальным и по-своему чертовски веселым. Что ж, жизнь в очередной раз повторяет за искусством.

Как порядочный участник научных экспериментов, Владик начинает свой путь ломиком в руках

Как порядочный участник научных экспериментов, Владик начинает свой путь ломиком в руках

Разница в том, что за VLADiK BRUTAL стоит не только реальная история безумного автора-одиночки, но и принципиально другое культурное наполнение. Оно будет гораздо ближе российским геймерам, которые фанатели от трехмерных шутеров нулевых и мечтали увидеть похожую игру в родных реалиях — своем городе, районе, дворе. Чтоб с панельками, УАЗиками и лазилками-пауками. Из этого желания в свое время родился целый поток модов, вроде «GTA в Воронеже». И в каком-то смысле Владик идейно продолжает эту подзабытую традицию. Но на принципиально новом уровне. 

Потому что это не мод, не тестовая поделка и даже не прототип в раннем доступе, а настоящая большая игра на современном движке. Мы внезапно оказались в том моменте, когда развитие технологий позволяет простому сельскому парню сделать шутер с вменяемым левелдизайном, физикой, фановой стрельбой из кучи пушек, отличной оптимизацией и законченной сюжетной кампанией. Каждая из этих сторон игры кажется маленьким чудом. А все вместе — почти революцией, которая наверняка вдохновит на собственные свершения немало молодых талантов.

Размах в дизайне локаций — внезапно, одна из сильнейших сторон игры

Размах в дизайне локаций — внезапно, одна из сильнейших сторон игры

Превосходство Владика

«Но погодите!», — воскликнет тут кто-нибудь. «Набрать готовых ассетов и слепить из этого шутан — разве достижение?». Но в том-то и дело, что у VLADiK BRUTAL были десятки возможностей оступиться и оказаться еще одним неиграбельным любительским коллажом чужих наработок, которыми захламлен Steam. А она удивительным образом обошла все расставленные на ее пути грабли. Что было бы невозможно без авторского таланта и превозмогания. Набрать готовых ассетов — одно дело. А вот смастерить целостный мир — совсем другое. 

Да, местный мир выглядит жутковато, кривовато, визуально разрозненно, но зато он подчиняется игровой логике, становится подходящей площадкой для стрельбы и не вызывает вопросов «Куда мне, нахрен, идти и что делать?» Здесь есть реально классный авторский дизайн. С логичным использованием вертикальности, платформинга, перепадов высот и укрытий. Некоторые местные задумки и пространственные решения вполне могли бы выстрелить и в крупнобюджетной игре. Возьми готовый уровень из VLADiK BRUTAL, перекрась под нужный стиль и вставь в какой-нибудь крепкий шутан конца 2000-х — никто и не заметит разницы.

Игра знает, что вы знаете

Игра знает, что вы знаете

И давайте раз и навсегда разберемся с вот этой темой «чужих ассетов». Потому что слишком часто игре это ставят в упрек. И это было бы понятно, говори мы о каком-нибудь AAA-релизе крупной студии с многомиллионным бюджетом. А какие ресурсы были у автора тут? Если у него было видение, но не было возможностей делать все самостоятельно или нанимать художников под каждую задачу? 

Тем более, если верить самому автору, он честно покупал все материалы для игры, и даже влез по ходу разработки в долги. Так какие к нему могут быть претензии по этой части? И кто в этом смысле честнее? Владик, пошедший ва-банк, чтобы сделать игру мечты? Или какие-нибудь создатели «Смуты», изображающие видимость прорыва для русского геймдева на государственные деньги?

Вы, конечно, не поверите, но даже физика управления траспортом тут реализована в целом адекватно. Главное — перекреститься, проезждая мимо церквушки

Вы, конечно, не поверите, но даже физика управления траспортом тут реализована в целом адекватно. Главное — перекреститься, проезжая мимо церквушки

Можете смеяться сколько угодно, но собранная из неоригинальных деталей VLADiK BRUTAL в конечном счете оказывается оригинальным авторским детищем. Повторяю: у нас тут авторская игра от российского разработчика без тени высоколобости и близкая народу — это вообще феерический прецедент. Она реально не похожа ни на один крупный релиз последних лет. Потому что Владик может быть скован в ресурсах, но не скован правилами хорошего тона или продюсерскими установками — он делает то, что сам считает крутым, сам расставляет приоритеты. 

Скажем, увидел Владик в 2016 году, как Думгай активирует сенсоры оторванной рукой, и ему это понравилось — значит, он вставит это в свою игру. Столько раз, сколько захочет (много). Он задумал платформенные сегменты, которые требуют быстро преодолевать огромные расстояния — значит, пожилой протагонист будет бегать и прыгать со скоростью олимпийца, и плевать на логику. Ему надо, чтобы дробовик БАХАЛ так, чтобы кишки монстров разлетались по всему экрану — значит, дробовик будет БАХАТЬ. Какой-то там баланс — дело вторичное. А что до дурновкусия… 

Слава богу, подобные отсылки занимают в игре лишь малое место

Слава богу, подобные отсылки занимают в игре лишь малое место

Вам лично могут быть не близки представления автора о прекрасном. Мне тоже не близки. Сам он метко очерчивает свою эстетическую картину мира во вступительной заставке, используя цитату прославившегося на ТВ украинского enfant terrible Сашко Фокина. Тому, если помните, важнее всего, чтобы в игре были «мясо» (присутствует), «матюки» (присутствуют), «убийства» (в избытке) и «голые сиськи» (не обнаружены). Пародоксальным образом вся эта трешатина не то что не мешает получать удовольствие. А становятся органичной частью общей картины. Не забывайте, это в первую очередь игра, и только потом шитпост с анекдотами от Глада Валакаса, отсылками к Ваномасу и прочим сетевым мемам. 

VLADiK BRUTAL настолько обезоруживающе непосредственна в своей предельной наивности, что это уже не раздражает, а очаровывает. Не каждый день доводится взглянуть на мир глазами Владика, а это, поверьте, тот еще опыт. Игра словно не замечает ни штампов, ни вторичности. А если замечает, то принимает их, будто так и надо. Сюжетная завязка подозрительно напоминает Half-Life? Давайте, тогда еще и NPC подметят это сходство в диалогах. Что тут у нас, первый босс выглядит как огромная голова? Оригинально! А давайте главный герой в момент ее появления скажет «Охренеть, вот это огромная голова!» Ко всем достоинствам VLADiK BRUTAL стоит причислить еще одно: давненько ни одна игра не вызывала у меня столько хохота. Хотя, вероятно, и не теми элементами, какими задумывал смешить автор.

БАХАЕТ все и впрямь неплохо

БАХАЕТ все и впрямь неплохо

Ультиматум Владика

И конечно, механически игра далека от совершенства. Вряд ли она сможет всерьез соперничать за место в сердце игроков с уже упомянутыми народными хитами. Ей куда ближе категория «евродженк» — так на западе называют низкобюджетные игры, разработанные в Восточной Европе. Важно понимать: это не оскорбительный ярлык, а скорее ласковое прозвание. Дескать, пусть они и кривые, но есть в них свое обаяние. В этом смысле VLADiK BRUTAL — современный шедевр евродженка. На лицо ужасный, крутой внутри.

Взять ту же стрельбу — с одной стороны, она радует богатым ассортиментом стволов, приятным импактом и, чего греха таить, фонтанами кровищи. С другой стороны, бестиарий врагов как будто не вполне ей подходит. Молниеносные мутанты-прыгуны быстро сокращают дистанцию и не позволяют быстро по ним прицелиться. А вооруженные огнестрелом бойцы спецназа, кажется, выцеливают игрока даже за стенами, сразу встречают его появление выстрелом в лицо и сносят огромные куски здоровья за считанные секунды. В такие моменты кажется, что игре дико не достает режима bullet time. Но VLADiK BRUTAL позволяет адаптироваться даже к тем своим правилам, которые кажутся нечестными. Благо, ей можно отплатить той же монетой. Я лично для себя довольно быстро выяснил, что самый фановый способ играть тут — сейвскамить на каждом углу. По крайней мере при первом прохождении. 

Молотовы — почти универсальное средство против набегающих толп

Молотовы — почти универсальное средство против набегающих толп 

Ну и технические костыли местами дают о себе знать. Порой можно наткнуться на невидимую стену или (на самом деле совсем изредка) провалиться в текстуры. Менять оружие почему-то можно только через отдельную менюшку, что не всегда бывает уместно. Интерфейс в целом не всегда удобен. В меню опций затерялась кнопка выхода. Автор как будто этим говорит: «Куда ты полез, иди уже играй!». Качество озвучки разнится от удивительно классной и правдоподобной до совсем колхозной. Эффекты кровищи на экране очень скоро начинают утомлять. ИИ часто ведет себя предельно тупо. В управлении есть свои микрокосяки. Сюжет ожидаемо потраченный и следует лишь авторским представлениям о принципах повествования. Но куда важнее, что в целом игра работает куда лучше ожидаемого. Не подумал бы, что когда-нибудь такое скажу, но я третий день гоняю VLADiK BRUTAL на своем ноутбуке со стабильными 144 fps в 2K-разрешении и не могу нарадоваться. Встань в очередь, AAA-индустрия!

Ради чего стоит играть:

  • Это в первую очередь игра, а не шитпост
  • Компетентный левелдизайн и фановая стрельба
  • Отличная оптимизация
  • Кровь, убийства, матюки
  • Родная постсоветская эстетика сквозь призму классики 3D-шутеров
  • Нетривиальный взгляд на мир глазами Владика из села

Что портит удовольствие:

  • Моменты кривизны, которых куда меньше ожидаемого
  • Визуальная разрозненность
  • Очень злые враги
  • Представления автора о прекрасном окажутся близки далеко не всем

Релизный трейлер VLADiK BRUTAL. Источник: Narko Games

Итог

Без тени иронии: Владик стал для меня внезапным героем российского геймдева, которого мы не заслуживали, но в котором нуждались. Я ожидал навернуть лютого трешака, над которым можно поржать и забросить через пять минут. А получил компетентную веселую игру. Пусть и с явным налетом трешатинки, зато до мозга костей аутентичную, какую бы точно не сделала ни одна AAA-студия. А сверх того — крутую историю про настоящего селф-мейд разработчика из села, который однажды устал шитпостить, поставил все на кон и дошел к своей мечте, несмотря на все сомнения, издевки и ничтожный бюджет. Это вдохновляющий пример для всех безумных одиночек со своим творческим видением и просто уникальный игровой артефакт, который чертовски интересно обсуждать. Спасибо, Владик!

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.